Спасы в августе 2016 года: медовый, яблочный, ореховый. Факты и мнения

В этом году исполняется 950 лет от учреждения Андреем Боголюбским Спасовых христианских празднеств. Какие будут спасы в августе 2016 года и когда именно? По датам и по соотнесению: 14 августа - Празднества Всемилостивого Спасителя, т. е. Медовый (или Мокрый) Спас; 19 августа - Празднества Преображение Господня, т. е. Яблочный Спас и 29 августа - Празднества перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, т. е. Ореховый Спас, известный для южных областей как Маковый. Все спасы в 2016 году (медовый, яблочный, ореховый) известны своим особым ритуалом, набором угощений на праздничном столе, собственными историями и легендами. Церковные праздники были соотнесены с циклами по сбору по видам урожая.

Так на Первый спас, в Константинополе проносили Честное Древо Креста по городу. Люди верили, что такой ритуал — лучшее средство от любых недугов. Кроме этого, в эти дни христианские священники освящали источники. Откуда и «мокрое» название Спаса. Считалось полезным купание в освящённых водах, особенно в дни освящения. С этим всем было сопоставлено освящение продуктов и изделий из них, сопровождавшееся обильными дарами церкви. Считалось, что если не освятить и не принести щедрые дары в церковь, то это приведёт к оскудению как в пчеловодстве и выращивании плодовых и ягодных культур, так и с маково-орешными сборами. Например, если не собрать вовремя и не освятить мёд, то его обязательно будут растаскивать соседние пчёлы. С маком тоже были собственные представления. Церковным уставом рекомендовалось выпекать маковники по определённой процедуре, заканчивающейся освящением как выпечки, так и собранных головок мака. Считалось, что освящённый и добавленный в продукты мак служит замечательным чертогоном.

По Церковному Уставу плоды винограда и яблок до их освящения не рекомендовалось употреблять в пищу на праздник Преображения Господня. Со дня Медового Спаса начинается Успенский пост, продолжающийся до Орехового (Макового) Спаса, с рекомендациями соблюдения ограничений в употреблении животной пищи. Всего лишь месяц отделяет Успенский пост от предыдущего - Петрова поста. Потом следует двухдневный в сентябре и за этим в конце ноября начинается Рождественский Пост, продолжающийся до Рождества Христова.

Надо отдать должное, что церковные запреты и посты не только приобщали к более частому общению со служителями церкви и соответственно дополнительным подношениям, но содержали и полезные диетологические каноны.

Медовый спас

С древнейших времён люди радовались получению даров от Природы-Матери. Богатый и правильно сохранённый, собранный урожай спасал людей от голода и болезней до получения следующих подарков Природы. К этому приурочивались праздники по сбору разных видов урожая, которые сопровождались особыми ритуалами, жертвоприношениями и славлениями Матери Природы и Богов, которые, по мнению людей, способствовали удаче, плодородию и урожайности. Известны праздники по окончанию сезона по сбору мёда у народов Саяно-Алтайского региона, Поволжья, Северо-Запада, Центральных и Южных областей России.

Важность пчёл и мёда для разных народов России доказаны археологическими раскопками, отнесёнными к XII-I тысячелетиям до н.э. в Европейской части России. Есть и рисунки на берегах реки Енисей, датируемые II тысячелетием до н. э. В этом году 14 августа христиане России будут праздновать 950-летие учреждения Андреем Боголюбским Медового Спаса, который занял место проводимых в Ведической Руси дней урожая. Праздники по сбору мёда, например, проводились со славлением Спаса-Даждьбога. Который, например, послал дождь на землю и спас от засухи и неурожая. В эти дни не забывались славления Велеса, Лады и Макоши, отвечающих у славян за труд, плодородие и удачу.

Большинство известных с древнейших времён народных праздников переиначивались в церковно-христианские, поскольку основной двигающей причиной этого было создание института податей церковной десятины и объяснение зависимости церковных крестьян от церкви и монастырей, которые были, по сути дела, крепостниками, где владельцем был не светский хозяин, а христианская церковь. Ведь по пониманию внуков божьих, коими считали себя, например, восточные славяне, они по природе своей не могли быть ни рабами божьими, ни рабами светских хозяев. А Бог у славян был Отцом, наследство дающим и дарами одаривающим. Неудивительно, что с очень древних времён известны блюда, напитки и лекарства, приготовляемые с использованием мёда.

Мёд применялся при консервировании многих продуктов, тогда как сейчас по рецептуре мы используем сахар. Особо ценным составляющим мёд был при приготовлении лекарств, да и сам являлся лекарством, например, при простудных заболеваниях. Мёд, который сам являлся спасом от многих болезней и припасом, как один из важнейших продуктов, был сам обоготворён нашими предками. Может поэтому древнеславянский напиток сурья, который считался напитком богов, известный даже в Индии, изготавливался на основе мёда.

На Палестине - родине библейского Иисуса Христа, известен финиковый мёд, который тоже обладает многими лечебными и кулинарными качествами. Но тот продукт только по аналогии называется мёдом, и, скорее всего, его нужно отнести к фруктовым сиропам, а не к плодам труда уважаемых северными народами пчёл. Может быть, христианам более близко понятие финикового спаса?

Яблочный и Ореховый (маковый) Спасы

Как ни странно, просматривая многие труды, начиная от Святого Писания, не удалось наткнуться на обожествление на Палестине таких плодов, как яблоко. Что-то похожее на яблоко, и то может быть из-за некачественного перевода на русский, это - эшта. Вроде это звучит как сахарное яблоко, но ни видом, ни мякотью, ни вкусом, не напоминает известные нам плоды. Есть некое вкусовое сравнение с яблочно-дынно-клубничным йогуртом. По виду этот фрукт чем-то походит на кедровую шишку. Само фруктовое дерево, даже отдалённо не напоминает яблоню. Например, из эшты не принято делать сок, как это делается из яблока. Эшта растёт практически круглогодично, с неким пиком в октябре-ноябре, что никак не сопоставляется с 19 августа, когда российские христиане справляют яблочный спас.

Известно, что античные греки узнали об яблоках быстрее римлян, поскольку в Северном Причерноморье были греческие колонии, куда римляне попали гораздо позже. В настоящее время адаптированная к италийскому климату яблоня насчитывает десятки сортов. Может, христианам стоило справлять эштовый спас? Или кто-то что-то неправильно перевёл? Аналогию можно приводить и с Ореховым Спасом, который справляется российскими христианами 29 августа. Для южан это называется маковым спасом. Преобладающее количество жителей Ближнего Востока, в том числе и Палестины, две тысячи лет назад, скорее всего, даже не догадывались, что орехи, которые даёт Природа-Мать на территории от Калининграда и Крыма до Камчатки и Владивостока, имеют много видов и форм. Неудивительно, что аналогичных праздников нет в преобладающем количестве христианских стран, например, Африки и Южной Америки. Это ведь сельскохозяйственные праздники, привязанные к конкретным странам мира и к укладам жизни народов, населяющих эти страны.

Интересно, что даже с близкой христианской церковью Армении есть не сопоставимые с каноническими понятия в церковных ритуалах. Такие понятия и слова как спас, спасение, припас и спаситель и родственные им слова всегда имели важное духовное и практическое наполнение в жизни славянских народов, населяющих Русь. В России, вплоть до победы Октябрьской революции, у многих народов существовало двоеверие. Одни, когда это было принято, ходили в церковь, но с удовольствием праздновали Ивана Купалу и Коляду, а при необходимости вспоминали Чура, Домового и Лешего. До сих пор в памяти народа Масленица. Другие, например, как тюркоязычные народы, отбивали намаз, но не забывали Отца небесного Тэнгри-хана и матушку Умай. Даже большевики в трудную минуту не гнушались пользоваться услугами шамана, бабки-знахарки или ведающей матери. А народная память - она ведь на генном уровне зарыта глубоко в подсознании, но часто нам даёт ответы на интересующие вопросы.

Из истории праздников

До христианских праздников, практически в эти же даты, существовали свои праздники, связанные со сбором урожая (День Снопа-Велеса, День Крышня, Спас Коляды и Овсеня, Успение Майи Златогорки, День Майи Златогорки, День огненного волха, Таусень, Овсень малый, Торжество Майи, День Митры, солнцеворот). Череда сентябрьских праздников называлась осенинами. К каждому празднику был свой ритуал и свой набор блюд, угощений и напитков.

Эти праздники вычислялись по ходу солнца, луны и звёзд и сопоставимы с этими датами в используемом в настоящее время календарём.

В наше время в России на период с 10 по 31 августа попадает множество светских праздников: День физкультурника, строителя, ВВС, археолога, трейдера, Воздушного Флота России, пчеловода, День Государственного флага РФ, шахтера, российского кино, спецназа, Международный день блогера. Интересно, что при идеологической борьбе на разных временных этапах существовала не только замена праздников, но даже были чем-то напоминающие ритуалы. Сопоставление просматривается, хотя оба ритуала были в разные времена года.

Из кухни божьих правнуков

Надо отметить, что сладкие блюда на Руси подавались, как и сейчас, в самом конце трапез. Сейчас мы это называем - на десерт. По древним источникам мёд - важнейшее составляющее кваса, каравая, кутьи, многих видов киселей, сыта, узвара и сурьи, в которые добавлялись разные травы, что переводило яства как в категорию средств профилактики болезней, так и лекарственных препаратов. Так, например, орех на меду с чесночным соком, с добавками репейника и других компонентов - было одним из средств для увеличения мужской силы, а также как средством для роста волос и омоложения кожи. Важнейшим составляющим для создания креплёных напитков, наливок, медовух, по крепости которые, как правило, не превышали 2-7 градусов. Наиболее известно из них пиво. Бывало, что сурью (или сурицу) доводили до 20-ти градусов крепости.

Не менее интересный перечень блюд с использованием яблок, который далеко не ограничивался только мочёными яблоками, яблочными напитками и вареньями. В сочетании с другими плодами, ягодами, фруктами и травами получались удивительные по вкусу начинки для выпечки. Немаловажное значение в меню имел орех. Список блюд начинался с натурального ореха и его смешивания с мёдом. Орех как белковый заменитель ценился не менее бобовых культур. Не стоит забывать, что наши пращуры в основном были вегетарианцами (спорная гипотеза), поскольку считалось, что мясо старит и укорачивает жизнь. Даже Богам не было животных жертвоприношений, поскольку большинство животных было тотемными. Например, корова как и в Индии считалась священным животным и в пищу не употреблялась. Мясо в разумных пределах дозволялось в употребление воинам, считалось что при чрезмерном употреблении мяса можно переродиться в зверя.

На основе яблок известны культовые и лекарственные рецепты напитков и яств, используемых для лечения, ворожбы и гаданий. Не умаляя значения злаковых, например, на свадьбу молодожёнам обязательно дарился бочонок мёда и жбан орех, с которыми они должны были справиться в медовый месяц. Наверное, не стоит объяснять название послесвадебного медового месяца. Неудивительно, что большинство рецептов осталось неизменными за более чем тысячелетие. Разве что сами рецепты несколько изменились из-за появления новых видов продуктов питания и даже ухудшились, при использовании заменителей и отказе от лечебных травяных и природных добавок.

Надо отметить, что основные праздники проходили на осенины и особенно на осеннее солнцестояние, поскольку на тот момент все припасы, как правило, были сделаны. Большинство первоочередных сельхозработ было проведено, и праздничный стол отличался изобилием. Промежуточные праздники были больше связаны с необходимостью промежуточных поборов от властителей, жрецов, церковнослужителей и прочего перечня лиц, кормившихся трудами крестьян.

Автор: Manas

Наши читатели рекомендуют

Добавить комментарий


Разделы сайта

Интересное

Любовные отношения

Рукодельницам

Своими руками. Доступные мастер-классы

Яндекс.Метрика