Обычаи и приметы на Троицу и Духов день

троица

Праздник Троицы – это один из любимых традиционных народных праздников, за столетия своего существования приобретший немало занимательных обычаев и обрядов.

Связаны эти обряды с древнейшим языческим происхождением этого праздника, уже после принятия христианства получившего церковные черты.

С точки зрения народных суеверий, Троица всегда рассматривалась как женский праздник. Изучалась погода, стоявшая в этот день, внимательно прогнозировалось, будет ли в этот день идти дождь. Ведь дождь – это традиционно мужской символ, если на Троицу шел дождь – это была добрая примета соединения женского и мужского божеств – Матери-земли и Небесного Бога-Отца, позволяющая надеяться на добрый урожай.

В язычестве женщине приписывалась мистическая сила, связанная с божествами водной стихии. Таким божеством была весенняя вода, побеждающая зимнюю стужу и топящая лед. Недаром неделя, предшествующая дню Троицы именовалась на Руси «русалочьей» неделей.

Для незамужних девушек существовали обязательные обряды этой недели. Девушки собирались вместе, напекали пирогов, блинов, лепешек и других лакомств и уходили на берега рек. Там они завивали ветви берез, плели из них венки, пели песни и пировали. Эти венки были непростым украшением, а важным символом их девичества, их женской силы, позволяющей уберечь себя, своего будущего жениха и всю семью от вреда, который может нанести человеку нечистая сила.

Венки оставлялись до дня Троицы, а затем опускались в воду реки. Если венок хорошо держался на воде, а особенно плыл против течения, то и судьба девушки должна была складываться удачно: ее ждала счастливое и богатое замужество уже в следующем году.

Приметы на Троицу и Духов день говорили, что если венок тонул, это свидетельствовало о том, что девушка не только замуж в ближайший год не выйдет, но и может тяжело заболеть.

На берегу реки девушки выбирали самую красивую березу, завивали свои ленты в ее ветви, водили хороводы и пели песни. Считалось, что береза может дать много женской силы и поможет в чадородии.

Народное поверье, связанное с этим праздником четко регламентировало, что нельзя делать. Так, до дня Троицы нельзя было купаться в воде. Это было связано с убеждением в том, что на русалочьей недели из воды выходят ее духи наяды и нимфы – души утопленниц или некрещеных младенцев. Эти духи бродят около рек, зазывают к себе случайных прохожих и щекочут их до смерти.

После Троицы день воды. В этот день, именуемый в церковном календаре как Духов, купаться было уже разрешено.

Убеждение в том, что после Троицы можно купаться приводило к массовым омовениям себя водой. Особенно важным это купание считалось для девушек, мечтающих о замужестве – вода давала им целительную силу, связывая их с потусторонним миром.

Существовали и особые приметы этого праздника: если на Троицу к девушке сватался жених, а на Покров они обвенчались, то жизнь у молодых будет легкая и счастливая.

В день Троицы собирали разные полезные травы, потому что считалось, что сорванные в этот священный день они обладали особыми свойствами. Полынь оберегала дом от нечистой силы, мята охраняла сон маленьких детей, богородская трава – чабрец – помогала зачать и родить здорового малыша, а любистка – могла помочь приворожить понравившегося жениха. Оберегом была и утренняя роса, ее собирали и пили потом как лекарство от всех болезней.

Троицу в народе называли зеленым праздником, праздником начала лета, поэтому в нем такое внимание уделялось девушкам, как символу возрождающейся земли. Правильное исполнение обрядов было для наших предков, верящих в приметы, очень важным залогом благополучия их повзрослевших дочерей и всего их рода.

Наши читатели рекомендуют

Добавить комментарий


Разделы сайта

Интересное

Любовные отношения

Рукодельницам

Своими руками. Доступные мастер-классы

Яндекс.Метрика