27.06.2011     0
 

Подводные камни американской мечты


американское образованиеПредставьте, что вы - гражданин США и вам вдруг случайно невероятно захотелось стать учителем. Что ж, это вполне возможно, мало того, могу вас заверить: вам будут очень рады, потому что в последнее время таких желающих становится все меньше. Итак, вы счастливы, однако есть одно НО: вы учитесь не в педагогическом вузе. Мало того, выбранная профессия вообще далека от педагогики. Вы ... Ну, например, юрист или дизайнер. Оказывается, и это не проблема: в демократической Америке после первых двух лет обучения в любом университете и на любой специальности желающие стать учителями могут перейти в педагогическую школу (колледж или отделение педагогики) при том же университете.

Еще в процессе обучения следует подумать о будущем трудоустройстве. Не потому, что место будет сложно найти - с этим, как уже говорилось выше, проблем нет. Просто, для того чтобы иметь право преподавать, необходимо получить лицензию на преподавание, а в каждом штате они разные. Вот и пытаются выпускники определиться заранее, чтобы не получилось, что лицензия у них штата Аризона, а работать придется в Техасе или Калифорнии. Кстати, сдать экзамены и получить лицензию может абсолютно любой гражданин США, главное - высшее образование (не важно какое (!)) И отсутствие судимостей. Вот такой очередной «демократический» ход. Хотя, если посмотреть в глаза статистике, такое либеральное отношение к профессии учителя началось в Штатах не от хорошей жизни. Ну не хочет молодежь работать в сфере образования! Через три года работы в школе 20% новых учителей оставляют профессию. Через пять лет - 50%.

Главная проблема заокеанских учителей, как оказалось, та самая, что и у отечественных, - низкая зарплата. Молодой американский педагог получает в среднем около 26 тысяч долларов в год, в то время как начинающий инженер - более 42 тысяч, а программист - почти 41 тысячу. Вот и получается, что преподавать некому. Поэтому многие из частных школ даже допускают к преподаванию людей без лицензии, выдавая новоиспеченным учителям «временные сертификаты», или, как их часто называют, «сертификаты по необходимости».

Разве потерпят в своем коллективе медицинские работники «хирургов из необходимости»? Или Ассоциация юристов позволит работать «временным адвокатам»? А вот «временно необходимы педагоги», оказывается, в США не редкость: по статистике каждый 13-й учитель работает без сертификата, а каждый 6-й не имеет профессиональной подготовки.

Именно поэтому профессия учителя популярна среди эмигрантов. По последним данным, только 47% учителей общеобразовательных школ - коренные американцы. В этом тоже кроются определенные проблемы. Ведь учитель не просто преподает математику или физику, а с помощью своего предмета, учит детей философии жизни. А для этого необходимо, чтобы и у учителя, и в его ученика было общее мировосприятие, одна среда, что воспитало и сформировало их. Только тогда может возникнуть взаимопонимание, основанное на общих культурных ценностях. В США это условие преподавания существовало всегда.
Возникает законный вопрос: а как при таком уровне подготовки учителей обстоит дело в целом с образованностью в стране? Тут мы и следуем в своеобразный подводный камень американской школы. В системе образования США существует определенная схема, назовем ее схеме «двух коридоров».

Первый коридор — это учебные заведения для элиты. Дисциплина строгая, стиль преподавания — классический. Выпускники таких школ толковые, поступают в лучшие ВУЗы страны. Второй коридор — школы по типу тех, что мы регулярно видим по телевизору в американских молодежных комедиях. Со слабой дисциплиной и довольно формальными отношениями между преподавателями и учащимися. В таких школах обучается большинство, а об уровне образования в них говорит неумолимая статистика — огромное количество второгодников.

Однако не все в работе американских преподавателей так плохо. Ведь несмотря на все неурядицы, рассказанные нами, на вопрос «пользуется ваша профессия уважением в обществе?» 67% учителей США ответили «да». И единственное, наверное, с чем не сможет никогда смириться наш учитель в Америке - это с отсутствием праздника 1 сентября: здесь дети идут в школу без цветов, нарядов, вспышек фотоаппарата счастливых улыбок многочисленных родственников. Какие, все-таки, странные они там, за океаном…


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.