26.07.2019     0
 

Гарем в наследство — киноляп в сериале «Клон»


Иногда в целях повышения интереса зрителя к фильму, автор сценария идёт на откровенные авантюры, приписывая той или иной культуре невероятные обычаи. Так было с эпизодом в сериале «Клон», где марокканский мусульманин Саид якобы получил в наследство от умершего дяди гарем. На самом деле, здесь сразу 2 заблуждения — в исламе нет и не было никаких гаремов, и жёны в наследство, как вещи, никогда не передавались.

Как любая африканская страна, Марокко могла просто частично унаследовать обычаи и традиции коренных народов, берущие своё начало из доисламских времён. К слову, сам пророк Мухаммед содержал несколько жён, но нигде в Коране не сказано о том, что это поощряется и допускается. Различные толкования (тафсиры) говорят о том, что мужчина может взять на содержание от одной и до четырёх жён, но на практике это практически нереально. Ни одна уважающая себя семья мусульман не отдаст замуж дочь второй и последующей женой, тем более — в гарем. Дублированные жёны — это выход для одиноких, престарелых, вдов и сирот, которым мусульманская община (умма) не может отказать в семейном человеческом счастье, и потому такие женщины без особых проблем становились дополнительными жёнами. Но это не касалось повседневной жизни обычного трудящегося или торгующего мусульманина любой эпохи.

гарем Саида

За организацию домашнего гарема во времена Османской империи, к примеру, запросто могли казнить и унизить человека до несмываемого позора. Ибо только султан мог иметь гарем, но и он был вне коранической догмы и морали, так как 2-3-4 женами султан обычно не довольствовался. Это всё, что касается самой традиции многожёнства и структуры семьи многоженцев. В настоящее время всё обстоит далеко не так, как показано в фильме.

Итак, дядя Саида скончался, и оставил после себя не менее 7-8 жён, с которыми якобы сожительствовал одновременно. Это откровенная дезинформация, так как даже в Марокко прошлого века подобная семья была уже вне Корана и ислама. Дядя его не был османским султаном, как и султаном другого государства. Но в сцене мусульмане уверенно говорят, что эти несколько жён умершего дяди — наследство Саида, и он обязан его принять, словно вещь, предмет. Снова ложь, так как подобное отношение между людьми противоречит основе основ Корана, уважению мусульманами — мусульман. Никто в исламе не может «наследовать» даже единственную жену умершего родственника, но может взять над ней опеку.

Опека вдов родственника в исламе — это непростая и неоднозначная традиция, в зависимости от региона. В одной стране принято содержать вдову, как родственницу, не вступая с ней ни в какие интимные связи, в другой допускается организация её свадьбы с родственником умершего, но не без обращения к священнику. Мнение женщины обычно озвучивает брат, отец, сын, дядя — любой её прямой родственник мужского пола. Если местный священник, имам общины, не найдёт причин для одобрения такого союза, то никакие завещания и мнимые передачи наследства здесь не помогут — живые люди в исламе не могут быть переданы в дар.

Но понятие «гарем в наследство» может иметь иносказательный смысл. Это когда живой родственник, повязанный клятвой или материальными обязательствами перед умершим, просто не имеет права отказаться от устройства в жизни вдов своего родственника. По всей видимости, такая разновидность семейных отношений и жива в быту современного Марокко, где несколько жён дяди могут стать крайне обременительным наследством. Но никак не собственностью для беспрепятственного «пользования», как это хотел показать автор сериала.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.