Разговоры о мертвых и смерти всегда пугали человечество. И еще больше пугали разговоры о палачах.
В каждом обществе палачей боялись, а некоторые их даже проклинали. Настолько, что в период Османской империи палачи подвергались остракизму со стороны общества не только при жизни, но даже после смерти. Их могилы находились на отдельных кладбищах, а на надгробиях не было надписей. Информационные надписи не делали для того, чтобы члены семьи палача (о которых никто не знал и не должен был узнать) не стали изгоями в обществе из-за родственной связи с палачом, чтобы им потом никто не мстил.
Сейчас могилы палачей есть на кладбище в Эйюпе, в районе кофейни Пьетро Лоти. Там бывает очень много туристов ежедневно. Оттуда открывается красивый вид на залив Золотой рог, но мало кто знает даже из местного населения, что раньше это было кладбищем именно для палачей. Там были сотни их могил. Сейчас их осталось всего 8 или 9. На месте остальных могил палачей современные захоронения, а где-то уже и многоквартирные дома построили с детскими площадками.
Для тех, кто живет по соседству с кладбищем в Эйюпе, вполне нормально и принято соседствовать с мертвыми. Даже дети без страха играют в игры среди могил.
Кроме того, в Стамбуле было еще одно кладбище для палачей. Халдун Хюрел в своей работе "Я путешествую по Стамбулу с открытыми глазами" пишет, что оно находится в окрестностях Кривых валов, спускающихся из Эдирнекапы в Айвансарай.
Проклятое кладбище
Говорили, что над этим кладбищем птицы не летают, а караваны обходили его стороной. Местные жители называли его “проклятым кладбищем” и опасались проходить через него даже днем. Они даже не могли прикоснуться к этим надгробиям, так как верили, что они прокляты. Говорили, что оставшиеся члены семьи одного из тех, кто был похоронен здесь, умерли от неизвестной болезни с интервалом в одну неделю.
Дворцовые палачи и их фонтан
В Османской империи повешение, удушение и обезглавливание были формой наказания, и для этого во дворце всегда находились палачи.
Смертные приговоры, вынесенные во дворце, приводились в исполнение перед фонтаном, расположенным в саду дворца Топкапы, палачи здесь мыли свои окровавленные топоры и руки после казни, справа и слева от этого фонтана были камни для голов. Эти камни также назывались памятными камнями.
Фонтан палачей до сих пор находится во дворе дворца Топкапы, и сотни людей проходят мимо него каждый день, не зная, что перед ними. А вот тех камней по обе стороны от фонтана уже нет. Их закопали в землю в правление султана Абдул-Меджида (XIX век). И тогда же, в период Танзимата, институт палачей прекратил свое существование. Все дворцовые палачи были распущены.
Подземелья Едикуле и казни братьев султана
Казни также иногда проводились в темницах крепости Едикуле. Эти подземелья сейчас открыты для посещения, в том числе места казней и пыток.
Способы казни различались в зависимости от положения, должности, звания и совершенного преступления. Чтобы кровь османских султанов и их сыновей не проливалась, их душили тетивой для лука, веревкой или лассо.
Самое печальное событие в истории Османской империи, связанное с удушением, произошло 28 Января 1595 года. По приказу султана Мехмета Третьего, за одну ночь были задушены немыми палачами 19 его братьев. На следующий день во двор Топкапы были вынесены 19 гробов, украшенных драгоценными камнями.
Сын Мехмета Третьего - Ахмет Первый, взошедший на престол после него, отменил 150-летний закон “Низами Алем”, принятый султаном Мехметом Завоевателем, и положил конец братоубийственной традиции. Султан Ахмет провозгласил своего брата наследником престола.
Головы для султана
Для осужденных, не входящих в семью султана, использовали способ обезглавливания. Чтобы доказать, что государственные деятели, казненные за пределами Стамбула, в отдаленных провинциях империи, были убиты, их отрубленные головы помещали в торбу (жесткий мешок), наполняли медом и привозили в Стамбул. Подносили султану на серебряном подносе, а тело хоронили там, где произошла казнь.
Государственных деятелей, великих визирей, у которых есть две могилы (голова которых похоронена в одном месте, а тело - в другом), много.. Самым известным из них был Мерзифонлу Кара Мустафа-паша, который был обезглавлен из-за провала осады Вены и отправлен султану в Стамбул в мешке с медом, а затем брошен в море.
Отрубленные головы выставлялись на всеобщее обозрение. Иногда их вешали на первые ворота дворца Топкапы и показывали публике. Кстати, там еще сохранились ниши, в которые помещали отрубленные головы. Они там находились три дня. Иногда это были сотни голов.
Доход палача
Тело убитого, его деньги и одежда считались собственностью палача. Если палач хотел, он выбрасывал тело или продавал его родственникам казненного.
В Османской империи палачи в основном были немыми и глухими. Людям, выбранным для этой «работы», отрубали языки.