27.12.2010     1
 

Кризис 7 лет


школьник«Будет все на жизненном пути – и холмы, и ямы, и пригорки»…. Эта народная мудрость как раз и отображает тот факт, что жизненный путь человека, развитие его личности не может быть равномерным, в жизни обязательно будут «холмы»-кризисы, преодолев которые можно перейти на следующую ступеньку. Считается, что кризис – это плохо, но очень часто забывают, что кризис – это шанс, шанс все изменить. Кризисы бывает как у взрослых, так и у детей.

В детской психологии различают 6 кризисных возраста: 1 месяц, год, 3 года, школьный кризис в 7 лет и наиболее бурный кризис 14-15 лет.

Только-только молодые родители справились с первыми тремя кризисами у малыша, связанных с его рождением, приобретением навыка ходьбы и обретением самостоятельности в 3 года. Родителям кажется, что трудности позади, женщина считает, что она уже супермама, а мужчина ощущает себя суперпапой. Ребенок подрос, приобрел необходимые для жизни навыки, научился даже читать и писать, уже не так привязан к родителям, но родители опять в панике! Как, почему, что случилось с ребенком? Был такой добрый, покладистый, а теперь кричит, бьется в истерике, не слушается. Сплошное «Не хочу», «Не буду»….

Тут ребенок ласково сидит возле мамы, спокойно играет, как вдруг, будто внутри у него чертенок просыпается – кричит, требует, огрызается! Такое впечатление, что у ребенка раздвоение личности. Мама терзается вопросами, где и что она упустила в воспитании своего чада. Но ничего она не упустила, да и у ребенка нет раздвоения личности – это просто нагрянул в гости пресловутый кризис 7 лет.

Возникновение этого кризиса психологи связывают с адаптацией ребенка к школе, новой жизни и возросшим требованиям, к постоянным «Надо» и «Сделай». Ребенок многому научился в дошкольном возрасте, стал более-менее самостоятельным, ему хочется одобрения и признания, ребенок ощущает, что готов уже быть ответственным за себя самого и хочет избавиться от родительской опеки. Но в том-то и дело, что 7-летний ребенок еще ребенок, и предоставить ему полную самостоятельность ему просто нельзя, да и опасно! В этом противоборстве детского желания быть полностью самостоятельным и родительской невозможностью предоставить полную свободу и рождается кризис семи лет — непростое время для всей семьи.

В 7 лет ребенок идет в школу, становится социально активным, начинает сравнивать себя с одноклассниками, пытается понять, кто хороший, а кто плохой, учится сдерживать свои эмоции на людях и старается приспособиться к окружающей, не всегда доброжелательной среде. Ребенку тяжело справиться с эмоциями, с переполняющими его как негативными, так и позитивными чувствами – в результате дома, в привычной обстановке, он становится непослушным, агрессивным, ершистым. Ребенок понимает, что только близкие люди могут простить ему все его вздорные выходки, только они пожалеют и приласкают, объяснят, что ничего не изменилось, они все равно любят его. Здесь психологи отмечают, что для успешного преодоления кризиса необходимо безусловное принятие ребенка родителями. Это означает, что родители должны научиться любить своего ребенка просто так, за то, что он просто есть на свете, перестать сравнивать с другими детьми, а главное принять тот факт, что их, такой маленький и глупый малыш, уже подрос и уже личность, которая имеет право выражать свои чувства!

В это же время у ребенка впервые возникает внутренний диалог с самим собой. Его игры становятся ролевыми, ребенок представляет себя то пожарным, то врачом, то почтальоном…. Игра для 7-летнего ребенка все еще играет важную роль, но сама игра усложняется. В игре наблюдаются не только действия с предметами, игрушками, но и появляются диалоги между воображаемыми персонажами. Ребенок все равно хочет все свое свободное время посвящать игре, но теперь временами ему приходится отказываться от игры в пользу домашних заданий, преодолевать свои желания и порывы. Ребенок начинает осознавать, что признание в обществе зависит от успешного выполненной им роли ученика.

Но, несмотря на отрицательные моменты проявления кризиса 7 лет, он позволяет детям найти свое место и утвердиться в социуме, расширяет кругозор ребенка, раскрывает множество возможностей. Ребенок начинает узнавать, что у него получается лучше: рисовать или петь, какой предмет ему больше по душе… Он находит новых друзей, возможно более подходящих, чем во дворе, появляются первые привязанности и симпатии…

Преодоление кризиса возможно – нужно просто поискать выход. К примеру, можно ввести поощрения за хорошее поведение в течение недели и отмечать на специальной доске или листе «+» - если день удался, и «-« в тот день, когда ребенок хандрил. По результатам, если все «+», ребенку полагается поощрение – подарочек или развлечение. О других методиках преодоления кризиса вы можете узнать на сайте supermams.ru.

Терпения потребуется родителям много, но только от вас будет зависеть самооценка и успешность ребенка, которая формируется как раз в такие кризисные моменты. Чаще говорите, как вы любите своего «ежика», что он молодец и обязательно справится со всеми задачками, которые подбросит ему жизнь.

А главное помнить, что этот «вредный» ребенок – все тот же малыш, которого вы с трепетом держали на руках и оберегали от всех невзгод!


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Сepqxxl:

    У нас в стране всю жизнь будет кризис.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.