Часто нам кажется, что наши дети еще малы и не способны понять причины наших запретов. Поэтому, используя свою власть, мы просто говорим "нельзя" или "нет", не утруждая себя объяснениями причины запрета.
Сегодня наблюдала картину. Увидев бездомную собаку, молодая женщина протягивает руку и гладит ее. Маленький сынишка пытается сделать то же самое. И тут же окрик: "Нельзя!". И никаких объяснений. Ребенок испуганно прячет ручку за спину. Интересно, какой урок извлечет он из этой ситуации? Что большим и сильным позволено все, а на тех, кто слабее, можно просто прикрикнуть? Что мама без причины запрещает то, что делает сама, а значит, это можно сделать, когда она не видит?
Если вы хотите, чтобы ваш запрет был действенным, старайтесь ВСЕГДА объяснять малышу, почему вы запрещаете что-то. Ребенок должен понимать, что все ваши требования обоснованы. В связи с этим вспомнился случай из детсадовской практики. Дети моей группы настолько привыкли к аргументации, что когда ребенок забрался на дерево, а я потребовала, чтобы он спустился, то мальчик тут же спросил: "А почему?". Что я могла ему ответить? Что я отвечаю за его жизнь? Не поможет. Я сказала: "Кричать не буду, спустишься, объясню". Заинтригованный, он быстренько спустился, а я в это время лихорадочно соображала, что ему сказать. Говорю: "Видишь, малыши на тебя смотрят и начнут повторять, а они маленькие, им еще никак нельзя". Его мой ответ абсолютно удовлетворил.
При объяснении причины запрета нужно учитывать, что бесполезно говорить: "Ты можешь от этого умереть". Понятие смерти еще недоступно ребенку. Часто вспоминаю, как один маленький мальчик сказал о злой женщине: "Я ее убью, и будет она лежать и плакать!". Лучше сказать: "Тебе будет больно", – боль знают даже самые маленькие.
Конечно, бывают случаи, когда приходится просто запретить, но это должно быть редчайшим исключением.
И еще. Постарайтесь свести запреты к минимуму. Как часто, стремясь оградить свое чадо от неприятностей (а иногда и просто чтобы облегчить себе жизнь), мы ставим запреты там, где ребенок должен бы сам, пусть даже путем набивания шишек, получить жизненный опыт. "Упадешь!", "Разобьешь!", "Сломаешь!", "Ты не умеешь! Дай я сама, а то испортишь!" – все это учит вашего малыша быть пассивным, ждать, пока за него все решат другие, отбивает желание познавать мир, тормозит его развитие.
Лариса Григоренко