Китайский фарфор, русский самовар, венецианское стекло… Список можно бесконечно продолжать. И по праву особое место в этом списке занимают персидские ковры. Дух Востока, его философия и мировоззрение, оригинальность и естественность, уникальность и своеобразие – вот, что скрыто в персидских коврах. Практически любой интерьер, стилизованный под восточный, будет включать в себя один или несколько ковров.
Насчитывающие многовековую историю, они и по сей день не устарели, притягивают к себе своей неяркой пронзительной красотой и загадочностью рисунков. Превратившись из простого непременного атрибута кочевой жизни в произведение искусства, ковры и мастера ковроткачества прославили Персию на весь мир. Королевские дома Европы, начиная с Нового времени, тратили огромнейшие деньги на приобретение персидских ковров. Ковры коллекционировали, снаряжали за ними специальные экспедиции, украшали ими изысканнейшие интерьеры.
Современные ковры из Ирана (Персии) изготовлены из овечьей шерсти высокого качества. Условно ковры подразделяются на племенные и городские. Первые, как правило, более толстые и небольшие по размеру. Городские ковры отличает большой размер, высокая плотность, разнообразный рисунок, наличие ворса. При изготовлении ковров также используется хлопок и шелк. В настоящее время шелк из-за высокой стоимости сырья применяют только для эксклюзивных моделей.
Особого внимания заслуживают красители для ковров. Все они – натуральные, синтетика встречается редко. Растительные красители придают узорам на ковре особый оттенок, интересный колорит, особую утонченность. Для создания красок используют индиго, гранат, кожуру ореха, виноградный лист. Современные мастера, заботящиеся о своей репутации, практически никогда не применяют в работе искусственные красители. Как и любой старинный текстиль, ковры красились исключительно вручную.
Насыщена различными событиями и история рисунка на персидских коврах. В доисламском периоде на коврах преимущественно были изображения животных и птиц. В более позднее время преобладали символы и абстракции, так как Коран запрещал изображения живых творений аллаха.
Кстати, эта тенденция сегодня прослеживается в индустрии изготовления обоев. Принято считать, что многие виды обоев с восточным типом орнамента (а таких - множество) несут в себе как раз это древнее табу - на них будут цветы, растения, узоры - но никогда не будет птичек, рыбок или животных. Несмотря на это, именно такие типы обоев, независимо от того, тканевые обои это, или виниловые, пользуются повышенным спросом. Дополняя интерьер, такие обои еще и несут эстетическую нагрузку, вписываясь в общую картину отделки уместным элементом.
После снятия религиозных запретов сюжеты на ковровых изделиях стали разнообразными. Для каждой местности или города Ирана присущи свои традиции ковроткачества и рисунка. Здесь можно увидеть сложнейшие геометрические орнаменты, изречения и выдержки из Корана, сделанные причудливой арабской вязью, сцены охоты и празднества. Роскошью считаются ковры из Кума и Исфахана. Каким бы ни был ковер, за ним стоит кропотливый труд мастера-ткача, который посвятил созданию своего изделия иногда больше года. Кроме того, нельзя найти одинаковых ковров, все они уникальны.
Настоящие персидские ковры отличает высокая степень стойкости к изнашиванию и долговечность. Но вы должны помнить, что самостоятельно проводить чистки ковров ручной работы не рекомендуется, желательно доверить это дело компаниям, которые заслужили хорошую репутацию качественной работой. Дело в том, что для персидских ковров подходит только сухая чистка, современные пены и очистители губительны для уникальных покрытий. Правильный уход и эксплуатация позволят вам наслаждаться роскошью персидского ковра долгие годы.
Даже в нашем быстро меняющемся мире мы можем увидеть и приобрести настоящие оригинальные изделия мастеров, тем самым соприкоснуться с вечностью.