05.12.2019     0
 

Почему в Османской империи не разрешали пить кофе?


Почему кофе был запретным напитком на протяжении долгих лет?

Кофе и кофейни обязаны своим распространением Османской империи. Так можно объяснить именно культуру потребления данного напитка, которая первично зародилась в не самом подходящем для этого месте — в священной Мекке. Но обо всём по порядку.

Итак, общие справки говорят о том, что дикорастущий кофе был распространён в Африке давно, преимущественно в регионах нынешней Эфиопии. Напиток из зёрен пили в первые века наступления ислама без церемониального дополнения, как нечто обычное. Но только в конце XV — начале XVI века кофе становится причиной и появления кофеен, и причиной череды скандалов в Османской империи.

Известный в Википедии факт о том, что визирь Мехмед Кёпрюлю запретил и кофе, и кофейни после негласной прослушки бесед в стамбульских кофейнях — не единственный. Ранее кофейни и кофе уже запрещались на территории империи, причём в Мекке. И снова Википедия недоговаривает — уже в 1511 году Меккой административно управлял османский ставленник Хаир Бей, хотя «официально» османский период Мекки начинается в 1517 году.

Пьет кофе

Именно Хаир Бей, начальник службы порядка и административного надзора за городом Меккой, в 1511 году запретил в священном городе и потребление кофе, и места для его потребления — кофейни. Может показаться, что и здесь имело место противодействие любителей кофе властям, но нет. Хаир Бей, заручившись поддержкой врачей, объявил способ обжарки зёрен — не халяльным, так как они обжаривались до обугливания, и несли вред здоровью. Ещё он заручился фетвой богословов, которые сошлись во мнении, что способ и церемония питья кофе уж больно напоминает употребление алкоголя, и смущает верующих.

Распространение кофе по империи обязано йеменским суфиям, свободным аскетам в исламе. Именно они, как утверждает турецкая история, сначала завезли кофе из Йемена в Мекку, а из Мекки — в Египет. Вплоть до 1517 года кофе не был широко известен в Стамбуле, но после его стали завозить морским путём из Каира. В тот же период кофе расходится уже по всей территории нынешних Турции, Ирана и Сирии.

История и культура распространения кофе по Османской империи изобилует интересными фактами. Согласно записям Кятип Челеби, в какой-то период в Стамбул дошла информация о фетве запрета кофе в Мекке, и город до выяснения сути запрета остался без этого напитка. По некоторым данным, чтобы не вызывать особого волнения среди потребителей кофе и купцов, власти попросту объявили о том, что корабли с грузом кофе затонули в пути. Запрет продержался недолго, и в последующую четверть века кофейни в Стамбуле постепенно стали обычным явлением.

Кофе в Стамбуле

Примерно в тот же период кофейни начинают теснить тирьячные. Термин «тирьяк» в тюркских языках встречается и по сей день — это опиум, а в тирьячных маковую соломку курили. Спустя некоторое время в кофейнях время от времени встречаются и настоящие казино с азартными играми. Это преимущественно кости, изредка — карты. Во времена Сулеймана Кануни такие заведения всё ещё встречаются, но в статусе закрытых клубов. Доступ в такие места осуществлялся не без элементов конспирации, так как по исламу это были запретные места. Маскировкой всему запретному служил кофе, заведения были вроде как дозволенные. Основной контингент таких кофеен был из купцов и сравнительно обеспеченных горожан, там часто заключались различные сделки. Но однажды шейх-уль-исламу Эбусууду Эфенди это всё надоело, и он издаёт очередную фетву (религиозный указ с обязательным исполнением) о запрете кофеен.

Эбусууд Эфенди приводит аргументы следующего характера: кофе вредно для здоровья, а постоянное скопление людей разного толка в закрытых помещениях приводит к тому, что там затеваются антиправительственные сговоры. Вспоминая фетву 1511 года, Эбусууд дополняет свою аргументацию практически в стиле легендарного указа Петра I о «людях, шатающихся меж двор» - кофейни способствуют праздности и лени, и в них собираются бездельники. Кстати, если кто не в курсе, в исламе праздное безделье строго порицается.

Кофейня в Стамбуле

Вскоре после вступления во власть Селима II по всему Стамбулу объявляются запретными и кофейни, и таверны (прикрытие борделей). Но как и раньше, запрет продержится недолго, и вскоре кофейни начнут появляться снова и снова, причём в большем количестве, чем раньше.

Наконец, в 1592 году кофе в Османской империи получает законное и закреплённое фетвой свободное распространение и употребление. Это событие связано с фетвой шейх-уль-ислама Бостанзаде Мехмеда Эфенди. В этом документе шейх-уль-ислам приводит порядка 50 доказательств пользы кофе, опровергая ранние аргументы вреда данного напитка, и легендарная турецкая церемония питья кофе становится неотъемлемой частью жизни империи.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.