09.03.2011     0
 

Влияние японских и американских мультфильмов на детей


человек паукПопробуем сравнить советские, американские и японские анимационные фильмы, то, как они влияют на функцию внимания, а также понять, какие механизмы задействованы для привлечения внимания, на какое внимание рассчитывают авторы анимационных фильмов - произвольное или невольное.

Не надо сидеть у телевизора с секундомером, чтобы увидеть значительное различие в темпе передвижения героев мультфильмов. Особенно в американских фильмах герои носятся с бешеной скоростью, что дополнительно подчеркивается слишком быстрым музыкальным сопровождением. Ноги героев двигаются так, что сливаются в непрерывную линию движения. Кстати, много художественных фильмов американского производства, рассчитанных в основном на детскую аудиторию, такие как «Маска», «Человек-паук», имеют те же свойства. В японских анимационных фильмах темп немного ниже, а в старых советских - темп естественный для живых существ. Для отслеживания действия, например, в сериале о обезьяне, удаве, слонике и попугае («38 попугаев») необходимо привлекать произвольное внимание и активизировать процессы мышления. Авторы рассчитывают на то, что ребенок будет следить за ходом мысли героя, а не за тем, куда он побежит.

Теперь рассмотрим гамму цветов анимационных фильмов. Конечно, блеклые цвета советских фильмов проигрывают по сравнению с японскими и американскими (вспомните те же мультфильмы про знаменитых фей Winx и распространяемые игры бесплатно для девочек). Но так ли это плохо? В японских сериалах цвета примитивные и однозначные. Здесь практически отсутствуют полутона, зато используются темные варианты основных цветов (желтый, зеленый, синий, черный). На экране двигаются четко очерченные цветовые пятна, что тоже привлекает и задействует инстинктивный механизм непроизвольного внимания. Цветовая гамма американских мультфильмов разнообразнее. Здесь мы видим много тонов и полутонов, крайне насыщенных. Если сравнить их с акварельными рисунками со множеством оттенков различной интенсивности и размытых очертаний, то мы увидим, что они в первый момент воспринимаются как блеклые и неинтересные, и необходимо дополнительное усилие и включение произвольного внимания, чтобы «подобрать» содержание изображения.

Казалось бы, что тут страшного? Но давайте вспомним, какого цвета буквы. После агрессивного цветового шоу с экрана, ребенку очень трудно переключить внимание на мелкие черно-белые объекты. Более того, привычка воспринимать яркие «чужие» изображения исключает работу над собственными внутренними зрительными образами, которые у большинства людей не могут конкурировать по яркости с экранными изображениями. У большинства детей не формируется внутренняя цветная картинка при чтении текста. Поэтому сегодня задача вроде «нарисуй иллюстрацию к тому, что ты прочитал» чрезвычайно сложное для большинства детей. Ребенку очень трудно удерживать внимание на буквах, поэтому, сколько бы не было ярких картинок в книге, чтение для такого ребенка - тяжелое и малопривлекательное занятие, а значит - и весь процесс обучения в школе. Трудности чтения формируют трудности освоения других школьных предметов и снижают общую успеваемость.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.