Где волны Каспия шумят
На теплом берегу
От Фатмаи и до Алят
Раскинулся Баку
Н. Алиев
Не случайно, наверное, в последние несколько лет международный интерес к жизни Азербайджана возрос многократно. Успех экономический, прорыв 1994-99 годов прошлого века, под управлением гениального правителя Гейдара Алиева, сделал республику одним из самых комфортных для проживания мест на планете. Восточный колорит, светский тип общества, исламские строгие нравы — такова пестрая смесь тенденций современного Баку.
Лет 20-30 назад, когда Азербайджан был частью СССР, особого упора на исламизацию населения республики не делалось, умеренный ислам тех лет больше походил на дань традициям предков. Но, надо отдать должное влиянию ислама в Баку на жизнь женской части населения — разврат и проституцию, алкоголизм и беспорядочный образ жизни бакинки не приняли, не поддавшись различным подкупающим и иллюзорным понятиям «демократии», «феминизма», «прав личности». Бакинка начала прошлого века и бакинка начала века текущего — практически один и тот же тип сдержанной, воспитанной и крайне тактичной личности.
Традиционные занятия населения Азербайджана, такие, как ковроткачество и выращивание винограда, просто немыслимы без участия женщин — и тут восточная женщина просто незаменима. Уход за виноградной лозой - занятие крайне ответственное и непростое, без опыта возделывания песчаника Апшерона работа виноградарей бессмысленна. Но веками девушки Азербайджана постигали науку земледелия там, где, казалось бы, нечему расти и цвести - так виноград стал одним из национальных продуктов республики. Там, где нужна одновременно сноровка и ловкость, сообразительность и фантазия, выносливость и желание быть полезной семье, обществу, народу, азербайджанки всегда на высоте.
Знаменитая бакинская журналистка, павшая от рук боевиков в Карабахе — Салатын Аскерова, являла собой тип новой, воспрявшей ото сна веков бакинки. Она была развитой, интеллектуальной личностью, интересной собеседницей, и никогда не пасовала перед опасностью. По заданию редакции газеты, в декабре 1991 года Салатын поехала на сбор материала в зону боевых действий, где и остановилось ее бесстрашное сердце — УАЗ с журналисткой и двумя военнослужащими МО СССР попал под обстрел. Несмотря на то, что дома ее ждали муж и 7-летний сын, Салатын с риском для жизни выполнила свой последний долг перед народом и Отчизной.
Спустя несколько лет, когда иностранные компании в Азербайджане стали соперничать друг с другом за возможность инвестировать тот или иной проект, развитие бакинок пошло в сторону турецкого варианта «европеизации» и свобод женщины. С тех пор многие бакинки вполне свободно носят и короткие юбки, и не считают нужным ждать благословения родителей на брак — светские законы сделали женщину Востока в этом регионе свободным человеком.
Нельзя не отметить и негативного влияния этой волны освобождения закрепощенной женщины Востока — в Баку нередко можно набрести на ночной клуб с вполне традиционными услугами приватных танцев с продолжением, с танцем живота, исполнительницу которого можно склонить (не бесплатно, разумеется) к более близким отношениям. Популяризируют развратоподобную «свободу» несколько скандальных певиц и певцов, исполняющих даже песни не вполне пристойного содержания (как правило, тексты таких песен звучат на русском языке). Несомненно, символом азербайджанской эстрады можно назвать Айгюн Кязымову, фоторепортажи и видеоотчеты о которой годами — в рейтинговых, в топовых новостях СМИ. Общество и любит свободные наряды и музыку Айгюн, и время от времени резко критикует ее ту или иную выходку.
Словом, бакинка сегодня — это девушка с зарядом патриотизма с героизмом, непременно — образованная, нередко — раскрепощенная. Восточные традиции все еще сильны в регионе, и полностью переделать общество Азербайджана не в силах ни один политтехнолог, но бакинкам достаточно и этой, умеренной и вполне светской свободы.