25.11.2020     0
 

Чем турки занимались в бане (помимо мытья)?


Хаммам (турецкая баня) был не только местом, где мужчины и женщины мылись, но и местом, где, в полном смысле слова, вершились судьбы. Хаммам был центром светской жизни, по крайней мере для женщин. Неким женским клубом. Там они делились новостями, сплетничали.

Обычно уходили в баню рано утром, а возвращались из нее поздним вечером. Традиции посещения хаммама предполагали особые ритуалы. Обеспеченные женщины могли себе позволить служанок, которые несли на голове особый медный таз с банными принадлежностями и чистым бельём.

Девушки из сословий поскромнее несли свои принадлежности самостоятельно. В этом был и эстетико-гигиенический смысл, и сакральный. Помимо того, что данные вещи не трогали «немытыми» руками, их также нельзя было кому-либо рассматривать, поэтому банные тазы были достаточно глубокими. Со стороны нельзя было разобрать, что в них находится — вода, или нечто другое.

Банные принадлежности

«Свадебная баня невесты»

Как для вступающей в брак девушки, так и для молодого человека — супруга, обязательным ритуалом являлось посещение хаммама. Ритуал назывался «Бей хамамы» для мужчины («Баня жениха»), и «Гелин хамамы» - для девушки («Баня невесты»).

Для этого ритуала была характерна восточная помпезность. Начиналось действо с приглашения невесты в хаммам. Особые посыльные приносили с собой мыло, и торжественно вручали его невесте. Это было приглашением в баню, в хаммам.

Для невесты в хаммам брали вышитые сорочки и особые тканевые мочалки-рукавички - кисе.

Церемониальное шествие, в голове которого несли банные принадлежности и подарки (из одежды и аксессуаров), завершалось в помещении хаммама. Там, на устланный циновками пол выставляли всё необходимое для невесты, которая должна совершить омовение, после чего удалялись.

Из состава сопровождающих оставались 2-3 женщины, в чьи обязательства входило визуальное изучение невесты. Тюрки придавали особое значение эстетике и строению тела. И именно это чаще всего маскировалось под «помощь в бане» со стороны женщин, имевших отношение к стороне жениха.

По завершении ритуала омовения девушку начинали угощать охлаждённым щербетом и молодым виноградным уксусом, называемом корук.

Девушку наряжали в шёлковую рубашку, наподобие ночной, голову повязывали расшитым полотенцем, а на ноги надевали особые расшитые кожаные туфли с серебряной окантовкой. Далее, устраивались настоящие пиршества, приглашались певицы и танцовщицы (женского пола), и празднество «Бани невесты» отмечалось весь день.

Принадлежности для хаммамы

«Банные сороковины»

После, когда женщина становилась матерью мальчика, ему устраивались «Банные сороковины» - почти аналогичный ритуал.

40 дней младенца старались оберегать от лишних взглядов. На 40-й день мальчика несли в баню с той же помпой, что и невесту в другом обряде. Обязательно церемонию должны были сопровождать акушерка-повитуха, и пара женщин из числа родственников отца ребёнка.

Мальчика бережно обмывали в бане, после чего наряжали в расшитую сорочку и снова устраивали гулянье. Здесь играла музыка, могли танцевать специально приглашённые для гостей танцовшицы, а зал для празднества окуривали благовониями. В конце праздника повитуха торжественно разворачивала перед гостями ребёнка и объявляла окончание сорокадневного «карантина».

Налины

«Свадебная баня жениха»

Обряд омовения жениха, в ходе подготовки к свадьбе, назывался также «Бритьё жениха» (Damat Tıraşı — Дамат Тыраши). Принципиально следовать нормам сунны пророка (образу жизни Мухаммеда) османские мужчины могли не особо фанатично, что и подтверждает этот помпезный и праздничный обычай.

Как и в европейском типе современного «мальчишника», жениха сопровождали для этой церемонии друзья и родственники. В бане жениха покрывали особым типом торжественной накидки (под горло) и приступали к бритью. Использовались при этом предметы, которые жениху в дар преподносила невеста — бритвенные принадлежности, мази и кремы, полотенца, накидка, чашки для бритья, помазок.

Бритва обязательно преподносилась в дар в расшитом серебром кожаном мешочке. В более поздние времена в «банный мешочек» в виде подарков клали и дополнения — Коран, очки, часы, деньги, золотую ложку. Всё с тем же весельем обряд завершался трапезой, приглашались музыканты, в отдельных случаях допускалось (негласно, конечно же) употребление вина.

Мужской хаммам

Традиция банных омовений Османской империи уже в 16 веке (в ритуальных целях) в некотором смысле дополнила собой исламские благотворительные цели. Бани-хаммамы общественного типа стали символом щедрости и исламского благодеяния. Так, один из известнейших визирей империи в 16 веке, Рустем-паша, построил 32 общественные бани.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.