Иерархия фавориток османских султанов.
На заре становления Османской империи супруги султанов носили титул «хатун». К примеру, Мал-хатун, супруга султана Османа I, Девлет-хатун, жена султана Баязида I, Ситти Мюкриме-хатун - жена султана Фатиха.
Султаны женились на дочерях византийских императоров, вельмож Кипра, анатолийских, сербских и болгарских правителей. Эти брачные церемонии были великолепны.
Но затем заключение политических браков между османскими султанами и представителями других династий прекратилось. Был установлен порядок императорского дома, по которому нельзя было брать в официальные жёны (по никяху) женщин иного, отличного от исламского тюркского, происхождения. И султаны начали отдавать предпочтение женщинам не мусульманского происхождения, с которыми им было разрешено не заключать брак. Они были нужны только для продолжения рода.
Несмотря на то, что Сулейман Великолепный, султан Селим 2 и султан Ибрагим I пренебрегли этой традицией и взяли в супруги (заключили никях) с женщинами не османского происхождения, в высоком обществе империи данные поступки не приветствовались и не поощрялись.
Как женились султаны (историческая справка)
Сама церемония обретения султаншей статуса официальной жены описана современниками Абдулхамида I, о чём имеются справки в рукописных документах той эпохи.
1774 год, Абдулхамид берёт пятую по счёту жену. Для церемонии заранее готовится особое помещение, известное под названием Хыркаи Шериф Одасы. В этой «совещательной» комнате готовился своеобразный султанский «брачный договор».
Казначей, министр финансов и духовник султана составляли список подарков для жены и в присутствии представителей сторон заключали официальный документ — свидетельство о браке, имевшее как государственную (юридическую), так и духовную (по шариату) силу.
По завершении акта подписания свидетельства, стороны и представители власти распивали щербет.
Титулы наложниц султана
Попавшие в дворцовый гарем девушки - «иноземки» (Аджеми), проходили строго установленный порядок обучения. По итогам полученных знаний ислама и этикета они могли рассчитывать на получение должностей при гареме, таких как калфа или помощница калфы, а также получить возможность стать матерью детей султана и даже валиде в будущем.
Если вы смотрели «Великолепный век», то должны помнить титулы жён османского султана Сулеймана. Женщины, родившие сыновей, получали титул «Султан», а избранная любимица — хасеки.
Со временем система титулов изменилась. Хасеки стали называть всех любимиц султанов, а не единственную избранную. К примеру, у султана Ибрагима было 8 хасеки! А титул «султан» стали носить только дочери султанов и валиде — она была единственной женщиной не из османской династии, носящая титул «султан».
Примерно со времен правления Ахмеда III появился титул кадын-эфенди. Сначала он давался первым 4-8 женщинам, родившим султану сыновей. Позднее кадын-эфенди называли женщин, с которыми султан официально заключал брак. Первая жена (кадын-эфенди) была самой главной и далее по очередности.
Так как число кадын-эфенди было ограничено, то все остальные женщины султана, фаворитки, становились его икбал. Причём в отдельные периоды их количество могло быть одновременно до 6 человек. Приставка к имени икбал была «ханым эфенди».
У икбал тоже была своя внутренняя «субординация» - в зависимости от очерёдности привлечения внимания султана, девушки носили «звания» уровней «первая икбал государя», «вторая икбал государя» и так далее.
При Абдулхамиде Первом икбал могли размещаться в особых помещениях, изолированных от общей части гаремов. Неизвестно, было ли такое помещение в Топкапы, но есть сведения, что такие помещения были во дворцах Бешикташ, Чираган, Долмабахче и Йылдыз.
В том же порядке, какой был установлен первично, икбал могли претендовать на преемственность в брачном союзе с султаном. То есть, икбал «№2» не могла стать кадын-эфенди султана ранее икбал «№1». Если с одной кадын или икбал султан расставался, или она умирала, то ее место занимала следующая по очереди.
То есть в гаремной иерархии стояла сначала валиде-султан, потом кадын-эфенди, по очередности, а за ними также по очередности ханым-эфенди. Икбал были как бы младшими жёнами, а кадины — старшими.
Судьба наложниц после смерти султана
Как правило, при кончине султана, все его женщины отправлялись в Старый Дворец, где получали пожизненное содержание. Их дети могли наследовать престол, и тогда мать наследника с пышной церемонией возвращалась в султанский дворец на правах валиде-султан.
По большей части, вдовствующих супруг султанов ждала серая и однообразная жизнь в уединении и забвении, но были и исключения. Некоторые турецкие источники утверждают, что вдовы султанов повторно выходили замуж. Да и не только вдовы. Одна из разведённых жён Абдулхамида, Нурефсун кадын-эфенди, впоследствии заключила официальный никях с другим человеком.
После 1826 года традиция отсылать женщин-вдов султана из Топкапы была упразднена, и для них отводились помещения на территории Топкапы.
В зависимости от статуса при султане (пока он был жив), его женщины могли рассчитывать на дифференцированный размер содержания после его смерти. Иными словами, первая жена имела больше имущественных прав, чем остальные (последующие). Когда и они уходили из жизни, их имущество возвращалось в казну.