До начала правления Османа Гази на территории будущей Османской империи проживали кочевые племена, которые контролировались советом старейшин. Потом к власти пришел первый из династии османов. Он смог объединить все племена, поменять кочевой образ жизни на оседлый и сосредоточить всю власть в руках султана. Осман I создал новую систему управления, которая просуществовала вплоть до XX века.
Султан - правитель империи
История правителей Османской империи берет свое начало от огузского племени канглы. Осман I смог объединить свое и все ближайшие племена (а их было 24!) в одно государство и стать единоличным правителем. Селим I завоевал Египет и принял титул халифа, то есть предводителя всех мусульман.
Вся власть в Османской империи принадлежала султану. Падишаху подчинялись духовная, государственная и законодательная сферы. Султан управлял всем войском. Также он имел право карать своих подданных, и за это его никто не наказывал.
Тем не менее в руках султана была не только безграничная власть, но и огромная ответственность за всю страну. Народ хотел видеть своего падишаха мудрым и справедливым, и не все правители оправдывали ожидания людей. Например, султан Сулейман делал все для процветания Османской империи, а вот его потомки привели государство к упадку. Поэтому даже падишаха с абсолютной властью могли свергнуть, как это случилось с Мустафой I.
Монархия в Турции официально просуществовала до 1923 года. После провозглашения Турецкой республики к султанату никто не возвращался.
Чиновничий аппарат
Центральный орган власти в Османской империи появился только в XVI веке. Возглавлял чиновничий аппарат великий визирь. В империи он считался вторым человеком после султана, в руках которого тоже была сосредоточена огромная власть, но не безграничная. Великий визирь не занимался духовными делами. Появилась эта должность в 1327 году.
Великий визирь возглавлял Диван, куда входили другие визири. Диван - это особый совещательный орган, который в XVIII веке стал носить исполнительный характер, как правительство в наши дни. В совете были не только визири, но и 2 кадиаскера (верховные судьи), дефтердар (отвечал за финансы), командующий корпусом янычар, а также правитель канцелярии.
В XVIII веке остальные визири получили специализированные полномочия. Например, визирь-кийяши занимался делопроизводством, реис-эфенди был министром иностранных дел, капудан-паша заведовал флотом, а чауш-баши - полицией.
Духовенство
Высшая должность среди духовенства все также была у султана, который именовал себя еще и халифом, то есть преемником пророка Мухаммеда.
Духовно-религиозная часть находилась под руководством шейх-уль-ислама. Эта должность появилась в 1424 году. Шейх-уль-ислам возглавлял не только всех улемов, но и влиял на законодательство. Так как Османская империю в первую очередь была религиозным государством, то все законы опирались на священные писания. А шейх-ул-ислам контролировал, чтобы законы не нарушали заповеди ислама.
Также глава духовенства имел одно исключительное право, которого даже не было самого султана. Именно шейх-уль-ислам подписывал фетвы на казни и другие правовые одобрения. Падишах должен был прислушиваться к мнению этого человека.
Другие титулы
Кроме визирей и духовенства были еще другие чиновники с разным статусом и обязанностями. Однако все они считались рабами султана. В Османской империи не было как такового дворянства. То есть сын паши не становился после смерти отца пашой. Должность давали за определенные заслуги, а доход зависел от места занимаемой службы.
Паша - это самый высокий титул в политической системе Османской империи. Пашами становились генералы и губернаторы, и только султан мог даровать этот титул своему подчиненному. Выше пашей были только визири.
Титул "бей" имеет тюркское происхождение. Беями, обычно, назывались главы провинций Османской империи. Бейлербей - это чиновник высокого ранга, который управлял крупной территориальной единицей.
Ага - титул военачальников, командиров янычар, сипахи и придворных слуг. Когда в 1826 году корпус янычар ликвидировали, то титул "ага" стали носить офицеры.
Эфенди - еще один титул и звание офицеров в Османской империи. Также титул "эфенди" использовали для вежливого обращения к знати.