01.12.2019     0
 

Как каялись женщины в Османской империи


Первый шейх-уль-ислам султана Сулеймана придумал лайфхак, с помощью исповедоваться могли не только мужчины, но и женщины. Об этом человеке и его отличной задумке и пойдёт речь в данной статье.

Любителям сериала «Великолепный век» будет интересно узнать про одну личность. Это шейх-уль-ислам Зенбилли Али Эфенди. Не торопитесь уточнять в Википедии данный факт, вы его там не отыщете. Зато он есть во многих турецких источниках. Итак, первый шейх-уль-ислам периода правления Сулеймана Великолепного (занимал должность по 1526 год) — Зенбилли Али Эфенди. Шейх-уль-исламы были главными законотворцами империи, и именно они порой закрепляли право султанов на казни разных лиц, в том числе — и собственных детей, шехзаде.

При Сулеймане Великолепном Кануни, в эпоху наивысшего расцвета Османской империи (1520 — 1566 гг.) исламские деятели, богословы и высшее духовенство государства имели очень сильное влияние на общество. Но в силу особенностей категоричных правил общения по шариату, и они были в некотором смысле стеснены в своих культово-просветительских деяниях. В истории деятельности шейх-уль-ислама Али Эфенди есть интересный факт, описанный его современниками. Этот исламский учёный придумал самый настоящий религиозный лайфхак, как сказали бы сейчас.

В тот период империя активно укрепляла самые настоящие дипломатические отношения с крупными европейскими странами, где католицизм и христианское православие были главными религиями. Возможно, перенимая опыт общения пасторов и епископов Европы с приходом, шейх-уль-ислам и пришёл к мысли о том, что и в исламе было бы неплохо реализовать методику тайной персональной исповеди верующих. Но как это сделать, когда шариат напрямую ограничивает приватное общение не связанных родственными или семейными узами мужчины и женщины? Ведь на исповедь должны иметь равные права как мужчины-мусульмане, так и женщины.

Мусульманка

Особенность христианской исповеди в том, что верующий (независимо от пола) делится с духовным лицом сокровенным, своими тайными мыслями на разные темы. Для удобства такого общения принято уединение для исповеди. В православии это допускается даже в каком-нибудь помещении храма, где священник выслушивает и даёт советы верующему, причём оба могут и видеть друг друга, и даже иметь тактильный контакт (когда священник протягивает руку для поцелуя, например). В католицизме для этих целей есть специальная кабина, конструкцией напоминающая обычный шифоньер с двумя секциями — в одной сидит священник, в другой — исповедующийся. Их разделяет непрозрачная стенка с отверстиями, чтобы можно было говорить. Кто знаком с шариатом, сразу поймёт, что подобный тип контакта духовного лица с женщиной в исламе никак не допускается. И тем не менее, шейх-уль-ислам Али Эфенди сумел реализовать подобие шариатской исповеди, никак не нарушая предписаний пророка.

Али Эфенди соорудил своеобразный «исповедь-бокс», прикрепив на внешней стороне окна своего дома обычную плетёную корзину. В эту корзину мусульмане, независимо от пола, могли опускать свои измышления и вопросы на бумаге. Подписываться, кстати, было необязательно. Ведь шейх-уль-ислам мог отвечать только с точки зрения шариата, и приводить личные или даже интимные (физиологические) доводы не имел права. Поэтому, кто бы ни задавал вопрос шейх-уль-исламу, ответ обязан был составляться на основе толкований аятов Корана, в крайнем случае — на основе хадисов, историй из жизнеописания пророка и его сподвижников (сахабов). Таким образом, даже случайно взяв ответ другому человеку, верующий мог прочесть только дозволенное и общепринятое, ничуть не смущая ни себя, ни священника, ни адресата послания.

В Википедии, по состоянию на конец ноября 2019 года, отсутствует уточнение о его якобы «фамилии» Зенбилли. На самом деле, это настоящее прозвище. В народе шейх-уль-ислам Али Эфенди получил за своё изобретение прозвище «Муфтий с корзиной», или «Муфтий Корзинщик» - Zenbilli Müftü — Зенбилли Мюфту.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.